Святые Елизавета и Захария являются отцами Иоанна Крестителя, но они также родственники Иисуса Христа. Эту необычную пару супругов мы знаем благодаря рассказам евангелиста св. Луки. Супруги бесплодны на протяжении многих лет, затронули в конце жизни великую Божью благодать. Согласно сведениям Священного Писания, Елизавета происходила из священнического рода Аарона. Много лет она считалась бесплодной, но в старости забеременела и родила сына, которого они с Захарией назвали Иваном. Рождение Иоанна Крестителя должно было доказать, что «для Бога нет ничего невозможного».
Праведная Елизавета была племянницей Святой Анны, матери Пресвятой Богородицы и внучкой праведной Марии. Об этих святых женщинах мы уже раньше писали в нашем издании. Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в храме Иерусалимском (Лк. 1:5-25, 59-79). Он происходил из восьмого священнического сословия (ветви) Авии (всего от Аарона, брата Моисея, было 24 класса; эти классы были созданы царем Давидом для регулирования порядка служения Богу в Храме). Православная церковь, празднующая праздник Введения Божией Матери в Иерусалимский храм, утверждает, что Захария был священником, который ввел трехлетнюю Марию во Святое Святых – место, отведенное только для священников.
До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а бесплодие считалось в Древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей супругов и сплетен в народе (см. Лк. 1:25) и тем не менее не могли породить ребенка.
Когда святой Захария, согласно жребию (то есть своим священническим чередом), преподносил фимиам в храме, ему явился архангел Гавриил и сказал, что его жена родит сына, которого он должен был назвать Иоанном. Захария не поверил Божьему Вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны.
За недоверие Архангел наказал его немотой. Дар речи Захария нашел, только когда производилось обрезание рожденного младенца (на восьми день от рождения). Пророк Захария сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предвидит пришествие Мессии всему иудейскому народу.
Объявление о рождении Иоанна Крестителя оказало уникальное влияние на остальную жизнь Захарии и на его отношения с Богом. Весьма необычно, особенно для благочестивого человека, почему Захария не воспринимал слова архангела Гавриила; почему он не поверил в сообщение о рождении сына, тем самым подверг сомнению послание Самого Бога. Евангелист записывает слова ангела так: «И вот ты будешь молчать и не сможешь говорить до тех пор, пока это не сбудется, за то, что ты не поверил моим словам, которые исполнятся в свое время» (Лк. 1, 20).
Трудно сказать, почему и во что именно не верил Захария: станет ли он отцом в таком пожилом возрасте, каким должен быть его будущий сын и что он должен делать.
Евангелист Лука записал слова архангела Гавриила: «он будет велик пред Господом; ни вина, ни пьянящего напитка не будет пить; и наполнится Духом Святым еще из чрева матери своей. И обратит он многих израильских сыновей к Господу Богу их; и он будет идти пред Ним в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить Господу подготовленный народ» (Лк. 1:15-17).
Непосредственно перед этим ангел произнес слова, которые до сих пор составляют основу определения акта веры как веры в то, что нечто истинно просто потому, что за этим стоит авторитет Самого Бога: «Я Гавриил, тот, кто стоит перед Богом; меня послано говорить с тобой и благовествовать тебе» (Лк. 1:19). Что ж, Захария не признал авторитет Самого Бога в лице ангела Гавриила. Он не поверил Его словам.
И начались для Захарии с момента встречи с ангелом трудные дни; когда он выходил из храма, то не мог ничего сказать; он просто давал, как каждый немой, разные знаки. Мы никогда не узнаем, о чем он думал, ожидая с Елизаветой рождения младенца Иоанна.
Известно, однако, что он совсем по-другому отреагировал на Божье вмешательство в имя новорожденному ребенку. К явному удивлению родственников, считавших, что сыну, по обычаю того времени, дадут имя отца, Захария без колебаний принял предложение Елизаветы. Она сказала: «да будет назван Иоанном» (Луки 1:60). «Попросив дощечку, написал слова: Его имя – Иоанн! И все удивились. (1:63). На этом, будто в награду за правильное отношение к воле Божией, заканчивается время неспособности Захарии говорить. Евангелист отмечает: «В тот момент открылись его уста и его язык, и он стал говорить, благословляя Бога» (1, 64).
Мы обязаны Захарии знаменитым гимном хвалы Господу и Богу Израиля. Это один из самых известных текстов Нового Завета.
Следует заметить, что во второй части этого гимна повторяются по крайней мере некоторые мысли по извещению ангела о рождении Иоанна Крестителя: что он будет пророком Всевышнего, что он будет ходить перед лицом Господним, что он принесет известие о спасении людям. Таким образом, Захария будто показал, что теперь он верит во все, что сказал ангел. Кроме того, перед самым гимном есть слова: «Захария наполнился Духом Святым и стал пророчествовать, говоря» (1, 67).
Захария — очень человечный, но однозначно положительный персонаж. Это пример нравственной трансформации, осуществленной в человеке благодаря особому Божьему вмешательству. Захария хорошо понимал целебные свойства даже болезненного опыта, посланного нам Богом. Остальная его жизнь некоторое время была полна чувством радостной благодарности и счастья.
Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей – Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета начала сына, ее пришла посетить Богородица, и, «когда же услышала Елизавета приветствие Марии, зашевелился младенец в ее утробе. Елизавета исполнилась Святым Духом» (Лк 1:41).
Описание визита Девы Марии к ней превалирует над всем, что святой Лука передал о ней. Приветствие Марии, сказанное тогда Елизаветой, является вторым – первым было извещение о рождении Иисуса Христа – этапом библейских начал почитания Матери Божьей. Со святой Елизаветой мы смело можем связать зарождение теологии. Вот руководящие принципы этой пока начальной мариологии (учение святой Церкви о Богоматери): во-первых, Дева благословенна среди всех женщин; во-вторых, Она – мать Господа; в-третьих, особенно благословен плод ее чрева; в-четвертых, превознесение Девы Марии является платой за ее веру в исполнение Божьих обетований; в-пятых, само появление Марии в доме Елизаветы, последняя расценивает как совершенно незаслуженную честь с ее стороны, хотя это ее подруга и родственница; в-шестых, именно через Марию начинает свое спасительное влияние на людей еще не рожденный как человек Сын Божий.
Кстати, святая Елизавета выражает несколько истин в области, пожалуй, древнейшей новозаветной христологии (учение Церкви о Господе Иисусе Христе). Итак: факт, что Мессия должен родиться от женщины, ибо это значит «быть плодом» чрева Девы Марии; что Сын Человеческий приходит в мир через людей; что через движение еще нерожденного Иоанна Крестителя человечество испытывает действие Бога.
Обратите внимание, что здесь мы снова имеем дело со ссылкой на слова ангела Гавриила, извещающего о рождении Иисуса Христа. В конце концов термин «полная благодать» является синонимом формулы «благословенная между женщинами».
Также нетрудно увидеть, что в высказываниях Елизаветы чрезвычайная привилегия Девы Марии следует из того факта, что она была избрана как будущая Матерь Мессии, Матерь Искупителя всего человечества. Итак, эта мариология Елизаветы является фундаментально христологической.
Святой Захария попал в историю спасения через Иоанна Крестителя, Елизавета также потому, что была матерью Иоанна, но еще больше потому, что у нее было что-то особенное, кроме кровной связи, с Девой Марией. Во всяком случае, ее встреча с будущей Богородицей является содержанием одной из тайн нашей веры, свидетельствующей о важности этого события в истории нашего спасения.
Есть замечательная икона Божией Матери «Трех Радостей». Этот прославленный и уважаемый образ Богородицы – список картины «Светлого семейства» итальянского художника Рафаэля; в царствование Петра I один дворянин обучался живописному искусству у мастеров. В Италии сделал он список знаменитой картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» («Madonna della Sedia», или «Madonna della seggiola»). На ней изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, Святой Иоанн Креститель и его отец, святой праведный Иосиф Обручник.
Обратим внимание на персоналии, представленные на этом образе Реально, Святая Дева Мария встречалась со своими родственниками и после рождения Христа. На этой иконе изображен момент их последней встречи на земле. И видно, что святые предчувствуют свою разлуку. От этого икона носит минорный характер. Но тем не менее эта икона полюбилась украинскому народу, особенно ее уважали на Дону и Кубани. Считалось, что молитва перед ней помогает возвращение домой ушедших в загул казаков, а также (что очень актуально для нашего времени) возникла благочестивая традиция молиться перед этим образом за солдат, находящихся на фронте. Впоследствии появились списки этого образа, сделанные в православной иконописной традиции. При этом Иоанн Креститель и праведный Иосиф Обручник изображались, как правило, по разные стороны от Пресвятой Богородицы.
Из внебиблейских источников известно, что святой Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи, праведная Елизавета, убежала со своим сыном в пустыню. Захария же остался в Иерусалиме: он должен был выполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов – хотел выяснить, где скрывается Елизавета с младенцем. Пророк не издал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.
Согласно некоторым источникам, Праведная Елизавета отошла к Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим (не совсем достоверным) сведениям, она провела в аскетических подвигах в пустыне семь лет и только потом скончалась.
Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима – Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь. В 415 году тело Захарии было найдено и доставлено в Константинополь, где в его честь была построена базилика. Часть главы св. Захария хранится в Латеранской базилике в Риме. По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся в том числе и об исцелении от бесплодия.
Вспоминая земную жизнь, земной подвиг святых Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны, мы можем черпать себе большую помощь, потому что их образ входит в глубины нашего сердца.
И если в нашем сердце благодатью покоится Христос Спаситель, то значит, наше сердце вмещает в себя и Пречистую Деву Марию, и святого Иоанна Предтечу, и святых Захарию и Елисавету. Как говорит один из проповедников: «я только призываю имена святых, только обращаюсь к ним – и верю и знаю, что они находятся вместе со мной, вблизи меня, я нахожусь с ними в теснейшем единстве». Если внимательно прочитать первые две главы Евангелия от Луки, мы узнаем о них очень много.
Подумаем о том, что эти праведники прожили очень долгую совместную жизнь. Соединили они свои судьбы, как водилось на Востоке, в юности. Вряд ли святой Елисавете было двадцать лет, может быть, шестнадцать или семнадцать. Смерть у них была драматична: святого Захария убили фанатики-иудеи между храмом и жертвенником. Точили зуб они, эти фанатики, и на Пречистую Деву Марию.
Предание нам говорит о том, что Святой Захария имел отношение к встрече трехлетней Девы Марии и к проводам ее в праздник святых Иерусалимского храма. Сам Спаситель говорит о том, что кровь святого Захарии, убитого между храмом и жертвенником, взывает на небо о мести и смешана с кровью Авеля, первого праведника, убитого на земле.
Святая Елисавета ненадолго пережила своего мужа. И представим себе уже пожилую женщину, которая, укрепляемую божественной силой, естественным путем родила младенца, схватила своего маленького сына и куда-то необдуманно устремилась от жестоких исполнителей этой бесчеловечной казни.
Святая Елисавета, оказавшись в каком-то тупике, перед скалой, взывала к Всевышнему, и скала расступилась и скрыла в своей расщелине мать и младенца. Младенец Иоанн остался жив, хранящийся Богом, а вот святая Елисавета не выдержала этой драмы, этого ужаса. Что могло быть непосредственно причиной смерти? Инсульт? Инфаркт? Изнеможение? Мы не знаем.
Святой Иоанн остался совершенно без помощи человеческой и был храним непосредственно Божьей благодатью. И конечно, никто не мог предположить, что подобная мученическая смерть ожидала самых дружных, самых мирных, самых тихих в мире мужчины и его любимой женщины.
Святой Захария был священником (у нас это мирная профессия), никого не обижал, по базарам не ходил, ни в каких сделках не участвовал, исполнял благоговейно обязанности своего служения. Народу всегда было много во время его служения, он был благочестивым слугой Божиим.
В доме Захарии и Елисаветы, как мы можем предположить, и не ошибемся, всегда царствовали тишина и священное молитвенное безмолвие. Почитайте Житие, составленное нашим украинским святым Димитрием Ростовским, и вы многое узнаете о жизни этих праведных Захария и Елизаветы. За многие десятки лет совместной жизни они прекрасно понимали друг друга без слов. Жена знала все привычки, обычаи своего благочестивого мужа: какая у него любимая еда, когда он ложится спать, что ему нравится, а что нет, и ей доставляло большую радость будни мужу превращать в праздник.
Захария, будучи человеком тонким, чуждым потребительству и грубости, присущим, к сожалению, нашему времени, всегда относился к своей жене с нежностью, с улыбкой, с любовью. Он не стеснялся ей сказать какое-нибудь доброе, ласковое слово. Невозможно представить, чтобы в этой семье кто-нибудь повышал друг на друга голос. Святые Захария и Елисавета со временем получали уже огромное удовольствие от общих молитв, от чтения Священного Писания, посещения храма. Сейчас подобного практически нигде не увидишь. Они никогда не оставляли надежду на Господа. Конечно, смирялись, но не сетовали.
Святые праведные Захария и Елисавета, молите Бога о нас, как мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.